09.02.2024
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области
Мороков Игорь Рудольфович тел:(343)
375-70-20
e-mail: info@svdeti.ru
Территориальная комиссия города Верхняя Пышма по делам
несовершеннолетних:
8 (34368) 5-65-31
ул. Кривоусова 4
Председатель: Мальцева Елена Николаевна
Подразделение по делам несовершеннолетних МО МВД
России Верхнепышминский:
8 (34368) 3-22-64
Шайнурова Светлана Михайловна
Органы опеки и попечительства:
8 (34368) 3-91-52
ул.Феофанова,4, каб.27
Штукина Лариса Владимировна
Прокуратура:
8 (34368) 5‑34-05
ул. Калинина, 64А, Верхняя Пышма
Амиров Даниил Шаукатович
Экстренная
психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям
Бесплатные
телефоны экстренной психологической помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся
в ситуации угрозы совершения суицида:
Областной круглосуточный бесплатный телефон
доверия и психологической помощи
8-800-300-11-00
Телефон психологической помощи для детей, подростков и
родителей
8-800-300-83-83.
_______________________________________________________________________
Психосоциальная служба на базе ГБУЗ СО «Свердловская
областная клиническая психиатрическая больница» оказывает
психиатрическую и наркологическую помощь детям и подросткам Свердловской
области и Екатеринбурга
Регистратура
Областного орагнизационно-методического консультативного отдела:
+7
(343) 261 94 94
Приемная
главного врача: +7 (343) 272 47 77
Адрес:
620030, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 8 км
E-mail:
opb-public@mis66.ru
Режим
работы: ПН – ПТ 8:00 – 16:00
Филиал
«Детство» ГБУЗ СО «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница» оказывает
психиатрическую и наркологическую помощь детям и подросткам, проживающим в
Екатеринбурге
В
состав филиала «Детство» входят следующие отделения:
Отделение № 35
Государственное детское консультативное отделение
Областной центр психологической поддержки детей и
подростков
Областное детское консультативное отделение
Хабарова
Светлана Викторовна – заведующая филиалом.
Адрес:
Екатеринбург, ул. Индустрии, 100-а.
телефон
секретаря: (343) 320-36-94
телефон
регистратуры: (343) 286-32-86
телефон
приемного покоя 35 отделения: (343) 320-32-00
Государственное
бюджетное учреждение Свердловской области «Центр психолого – педагогической,
медицинской и социальной помощи «Ладо»
Адрес:
620039, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 8
Тел.: 8 (343) 385-81-10
E-mail:
ladoekb@mail.ru
Проезд:
от жд вокзала или южного автовокзала на метро до станции «Уралмаш», далее на
автобусах 08, 36 или маршрутном такси 033 до остановки «Церковь Рождества
Христова»
09.02.2024
Виды, признаки, формы жестокого обращения с детьми
I.
Физическое насилие –
преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами,
их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут
привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения
физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру
травм.
Внешний вид:
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев,
ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);
- задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для
грудных детей);
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид,
сыпь).
Основные типы травм:
На теле – синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими
жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или
костей травматического характера.
На голове – ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки
облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.
Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром
сотрясения, который характеризуется ретинальными геморрагиями и субдуральными
гематомами (кровоизлияния под оболочки головного мозга) без наружных признаков
повреждений. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить
физическое насилие.
Возраст 0 - 6 мес.:
- малоподвижность;
- безразличие к окружающему миру;
- отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
- редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.
Возраст 6 мес. – 1.5 года:
- боязнь родителей;
- боязнь физического контакта со взрослыми;
- постоянная беспричинная настороженность;
- плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
- испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.
Возраст 1,5 – 3 года:
- боязнь взрослых;
- редкие проявления радости, плаксивость;
- реакция испуга на плач других детей;
- крайности в поведении – от чрезмерной агрессии до безучастности.
Возраст 3 года – 6 лет:
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
- пассивная реакция на боль;
- болезненное отношение к замечаниям, критике;
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
- негативизм, агрессивность;
- лживость, воровство;
- жестокость по отношению к животным;
- склонность к поджогам;
Младший школьный возраст:
- стремление скрыть причину повреждений и травм;
- одиночество, отсутствие друзей;
- боязнь идти домой после школы.
Подростковый возраст:
- побеги из дома;
- суицидальные попытки (попытки самоубийства);
- делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;
- употребление алкоголя, наркотиков.
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить
жестокость по отношению к ребенку:
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести
ясность в происшедшее;
- позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью
исходит от постороннего лица;
- обвинение в травмах самого ребенка;
- неадекватность реакций родителей на тяжесть повреждения, стремление к её
преувеличению или преуменьшению;
- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
- невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с
ребенком;
- обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
- рассказы о том, как их наказывали в детстве;
- признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических
черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).
II. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его
согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу
функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми
с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Таким образом,
развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр
других сексуальных действий. Назовем их:
- мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с
половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;
- введение для стимуляции предметов во влагалище, анус;
- сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в
проституцию;
- несоответствующие возрасту ребенка домогательства, демонстрация эротических
материалов с целью стимуляции ребенка;
- мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;
- эксгибиционизм – демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц перед
ребенком;
- вуаеризм – подглядывание за ребенком в момент купания, переодевания или
пребывания в туалете, а также принуждение ребенка к раздеванию.
Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между
подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а
также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не
менее 3-4 лет.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его
ненасильственным, поскольку ребенок:
а) не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
б) не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия
сексуальных действий.
Особенности внешнего вида ребенка, характер травм и заболевания,
позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
- повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе
нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;
- расширение ануса;
- следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;
- заболевания, передающиеся половым путем;
- беременность;
- повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;
- резкие изменения веса (потеря или прибавление);
- вагинальные кровотечения;
- психосоматические расстройства.
Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие
заподозрить сексуальное насилие.
Дети дошкольного возраста:
- ночные кошмары;
- страхи;
регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для
младшего возраста);
- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или
игрушками;
- открытая мастурбация;
- несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
- беспричинные нервно-психические расстройства.
Дети младшего дошкольного возраста:
- низкая успеваемость;
- замкнутость, стремление к уединению;
- изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);
- ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
- несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
- стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет
необходимости.
Дети старшего школьного возраста, подростки:
- депрессия;
- побеги из дома или институциональных учреждений;
- низкая самооценка;
- угрозы или попытки самоубийства;
- сексуализированное поведение;
- употребление наркотиков или алкоголя;
- проституция или беспорядочные половые связи;
- жалобы на боли в животе.
III. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое,
длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других
взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт
характера или тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- оскорбление и унижение его достоинства;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического
насилия;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или
возможностям;
- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую
травму.
Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие
заподозрить - эмоциональное насилие:
- задержка физического и умственного развития;
- нервный тик;
- энурез
- печальный вид;
- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва
желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое
насилие:
- беспокойство или тревожность;
- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;
- угрозы или попытки самоубийства;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
- плохая успеваемость;
- низкая самооценка;
- нарушение аппетита.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое
насилие над детьми:
- нежелание утешить ребенка, который, действительно, в этом нуждается;
- оскорбление, брань, обвинение или публичное оскорбление ребенка;
- постоянное сверхкритичное отношение к нему;
- негативная характеристика ребенка;
- отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
IV. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) –
отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о
ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется
угроза его здоровью или развитию.
Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка:
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды,
жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
- отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может
стать жертвой несчастного случая;
- нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а
также в совершение правонарушений.
Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть
следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества,
следствием стихийных бедствий и социальных потрясений.
Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и
находящиеся на государственном попечении.
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические
состояния и поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить
пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
- утомленный, сонный вид, опухшие веки;
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании
(например, - во время пребывания в больнице или приюте);
- - задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
- задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и
появлении заботы о ребенке;
- выраженная пеленочная сыпь и обезвоживание, характерные для грудных детей;
- частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;
- многократная госпитализация в отделения неотложной и скорой помощи;
- повторные повреждения от случайных травм или отравлений.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие
заподозрить пренебрежительное отношение к нему:
- постоянный голод и/или жажда;
- кража пищи;
- стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к
себе - внимание взрослых;
- требование ласки и внимания;
- подавленное настроение, апатия;
- пассивность;
- агрессивность и импульсивность;
- деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
- неумение общаться с людьми, дружить;
- неразборчивое дружелюбие;
- регрессивное поведение;
- мастурбация;
- трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
- низкая самооценка.
Факторы риска (обстоятельства, ситуации), способствующие жестокому
обращению с детьми в семьях.
Различные формы насилия по отношению к детям могут быть вызваны семейными
проблемами (социальное неблагополучие семьи, наличие в ней эмоциональных или
связанных с состоянием здоровья сложностей), а также сочетанием специфических
характерологических особенностей родителей и ребенка.
Социальные проблемы семьи.
Факторами риска считаются:
- неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают
конфликты между родителями;
- семьи с приемными детьми;
- наличие в семье больного алкоголизма или наркоманией;
- социальная изоляция семьи, специфические культурные или религиозные факторы;
- стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или
потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости
взрослых;
- использование физического и психического насилия в качестве наказания;
- юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
- низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
- статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.
Состояние здоровья и поведение родителей, других членов семьи:
- психические заболевания (психоз, депрессия);
- критические состояния (попытки суицида, нервные потрясения и др.);
- умственная отсталость;
- недостаточный самоконтроль или импульсивность;
-наличие в прошлом в семьях случаев жестокого обращения с детьми, инцесты,
привлечение к уголовной ответственности за половые преступления;
- родители в детстве сами подвергались жесткому обращению, сексуальной агрессии
или были лишены родительского внимания.
Факторы риска, характеризующие особенности детей – жертв насилия:
- нежеланный ребенок;
- наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
- низкая масса тела при рождении, недоношенность;
- врожденные уродства;
-нелюбимый ребенок в семье;
- сходство с нелюбимым родственником;
- нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
- «трудный» ребенок;
- высокоодаренный или талантливый ребенок.
Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание
нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка,
мешает его полноценному развитию. Как правило, причиной таких нарушений и
отклонений служит насилие, переживаемое или пережитое много лет назад. Его
последствия побуждают родителей или самих детей, ставших уже взрослыми,
обращаться за помощью к специалистам.
Однако сексуальное насилие и психическое (эмоциональнее) распознаются
чрезвычайно трудно. Необходимо учитывать, что признаки, характерные для
различных форм жестокого обращения с детьми, могут встречаться и при других
состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого
конкретного случая насилия над детьми следует рассматривать весь комплекс
клинических симптомов, психических особенностей, социальных условий и
обстоятельств, связанных с жестоким обращением.
22.07.2024
Виды ответственности лиц,
допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с действующим
законодательством.
Право
родителей на воспитание детей является наиболее важным среди родительских
обязанностей. Родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих
детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и
нравственном развитии. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей
по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам
юридической ответственности.
Административная ответственность.
Лица,
допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, неисполнение или
ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию,
обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, подлежат
административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях (ст. 5.35 КоАП РФ).
Вовлечение
родителями несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или
одурманивающих веществ влечет административное наказание в соответствии с
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 6.10
КоАП РФ).
Рассмотрение
дел по указанным статьям относится к компетенции комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
Уголовная ответственность.
Российское
уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды
физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за
психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие
заботы о них.
За
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию
несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которого возложены
обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного,
воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять
надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с
несовершеннолетним, предусмотрена уголовная ответственность.
Кроме
того родители могут быть привлечены к уголовной ответственности за деяния,
предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации:
ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства) ст. 111 УК РФ (умышленное причинение
тяжкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести
вреда здоровью), ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда
здоровью в состоянии аффекта), ст. 115УК РФ (умышленное причинение легкого
вреда здоровью), ст. 116 УК РФ (побои), ст. 117УК РФ (истязание), ст. 118 УК РФ
(причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст.
119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ст. 131 УК
РФ (изнасилование); ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального
характера); ст. 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера), ст.
134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не
достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст. 135 УК РФ (развратные действия)
ст. 125 УК РФ (оставление в опасности); ст.124 УК РФ (неоказание помощи больному);
ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), ст.
151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных
действий), ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание
детей или нетрудоспособных родителей).
Гражданско-правовая
ответственность.
Жестокое
обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц,
их заменяющих) к ответственности в соответствии с Семейным кодексом Российской
Федерации.
Установление
факта осуществления родительских прав в ущерб правам и интересам детей может
при различных обстоятельствах повлечь негативные последствия для родителей в
виде: лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), ограничение родительских прав
(ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или
его здоровью (ст. 77 СК РФ).
В
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрена
ответственность родителей и организаций, в которые был помещен
несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, за вред, причиненный
несовершеннолетним (ст. 1073-1075 ГК РФ).
К
дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в
чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей,
допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с
детьми, в соответствии с административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.
22.07.2024
Законодательная
база и нормативно-правовое обеспечение системы защиты детей от насилия и
жестокого обращения
Законодательная
база и нормативно-правовое обеспечение системы защиты детей и подростков от
насилия и жестокого обращения содержит:
Уровень международного
права. Нормы международного права,
ратифицированные Российской Федерацией: Конвенция ООН о правах ребенка от 20
ноября 1989 года, ратифицированная Союзом (Россией как правоприемницей) 15
сентября 1990 года.
Уровень
федеральных органов власти.
·
Конституция РФ. В ст. 17 главы 2 признаются и гарантируются права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права, в ст.38 главы 2
декларируется, что детство находится под защитой государства.
·
Семейный кодекс.
·
В ст. 54 главы 11 ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет, каждый
ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право
знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними
проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение своих
интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
Ст. 56 главы 11 устанавливает право ребенка на
защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов
ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях,
предусмотренных Семейным кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и
судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью
дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно
осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
В этой же статье установлено право ребенка на защиту
от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении
прав и законных интересов ребенка, в том
числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них)
обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении
родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в
орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.
Должностные лица и иные граждане,
которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его
прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и
попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган
опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и
законных интересов ребенка.
В этой же главе предусмотрены другие права ребенка: на
общение с родителями и другими родственниками; право ребенка выражать свое
мнение; право ребенка на имя, отчество и фамилию; имущественные права ребенка.
·
Уголовный кодекс РФ, предусматривает ужесточение наказания за преступления, совершаемые над
несовершеннолетними, и специальные статьи за жестокое обращение над детьми. В
соответствии со статьей 156 неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно
педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного
либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним,
если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним,
наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров
оплаты труда (далее – МРОТ) или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до
трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до
трех лет или без этого.
·
Кодекс РФ об административных правонарушениях, перечисляет виды правонарушений по
вопросам нарушения прав несовершеннолетних и определяет наказания за них. В
частности:
Ст. 5.35 за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными
законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию,
воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних
предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере
от одного до пяти МРОТ;
Ст. 5.36 ч.1 за нарушение руководителем
учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо
должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о
несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на
усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо
в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а
равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем
предусматривает наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 МРОТ;
Ст. 5.36 ч.2 за совершение руководителем
учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо
должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации
или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие
несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление
(удочерение), под опеку (попечительстве) или приемную семью) либо в учреждение
для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает
наложение административного штрафа от 20 до 30 МРОТ;
Ст. 5.37 за незаконные действия по
усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в
приемную семью предусматривает наложение административного штрафа на граждан в
размере от 10 до 25 МРОТ; на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ;
Ст. 6.10 ч.1 за вовлечение несовершеннолетнего в
употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ предусматривает
наложение административного штрафа в размере от пяти до 10 МРОТ;
Ст. 6.10 ч.2 за те же действия, совершенные
родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также
лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию
несовершеннолетних, предусматривает наложение административного штрафа в
размере от 15 до 20 МРОТ;
Федеральные законы Российской Федерации:
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О
государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Указ Президента Российской Федерации:
Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 года № 942 «Об
утверждении Основных направлений государственной социальной политики по
улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального
плана действий в интересах детей)».
Постановления и распоряжения Правительства Российской
Федерации:
Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 года
№ 1565 «О Плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на
1998-2000 годы»;
Постановление Правительства РФ от 8 октября 1998 года
№ 1174 «О Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с
выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной
декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;
Постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 года
№ 625 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в
Российской Федерации на 2001-2002 годы»;
Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 года №
839 «Об утверждении правил разработки и распространения государственного
доклада о положении детей в Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 года
№ 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;
Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2001 года
№83 «О составе Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением
в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об
обеспечении выживания, защиты и развития детей».
22.07.2024
АЛГОРИТМ
ДЕЙСТВИЙ РОДИТЕЛЕЙ В СЛУЧАЕ БЕЗВЕСТНОГО ИСЧЕЗНОВЕНИЯ РЕБЕНКА
Если
пропал ребенок:
1.
Незамедлительно обратитесь в полицию, как только стало ясно, что ребенок
пропал (выключен сотовый телефон, ребенка нет в привычном месте, где он должен
был находиться, ребенок не пришел туда, куда должен был прийти, либо не
вернулся обратно). Заявление можно подать по телефонам 02, 112. Затем
обратитесь в дежурную часть отдела полиции по месту возможного исчезновения. В
дежурной части обязаны принять заявление в любое время суток.
2.
Предоставьте сотруднику полиции свежую фотографию ребенка, подробно опишите
его приметы, особые приметы (шрамы, крупные родинки и т.д.), в чем ребенок был
одет, какие у него имеются заболевания, особенности поведения, перечислите места возможного местонахождения, контакты друзей и знакомых,
номер сотового телефона ребёнка, а также при наличии индивидуальный
идентификационный код телефонного аппарата (указан на коробке).
3.
Как можно подробнее расскажите сотрудникам полиции об обстоятельствах
исчезновения ребенка, его образе жизни, увлечениях, какую школу или детский сад
посещает, какой круг общения, знает ли ребенок, где живут его приятели, где
обычно гуляет, как проводит досуг.
4.
Если у ребенка есть сотовый телефон, запросите распечатку последних звонков
у оператора мобильной связи, отметьте незнакомые Вам номера, распечатку
передайте в полицию.
5.
Вспомните, появились ли у ребенка новые знакомые в период, предшествующий
исчезновению, поступали ли ему звонки от неизвестных Вам людей, рассказывал ли
ребенок об угрозах или подозрительных звонках, конфликтах в школе и т.п.
6.
Будьте готовы к тому, что у Вас дома проведут осмотр квартиры (комнаты
ребенка), могут изъять его личные вещи (предметы одежды, компьютер (ноутбук,
планшет) в случае, если ребенок пользуется социальными сетями и доступ в его
профили защищен паролем).
7.
Составьте список друзей и знакомых ребенка с номерами телефонов,
самостоятельно обзвоните всех, узнайте, когда они в последний раз видели Вашего
ребенка, будьте особо внимательны к тем, кто видел ребенка незадолго до
исчезновения, спрашивайте малейшие детали, что говорил ребенок, в каком был
настроении, кто был вместе с ним. Все записывайте. Данную информацию передайте
в полицию.
8.
Самостоятельно пройдите маршрут от дома до того места, где должен
находиться ребенок, если это не займет много времени. По возможности зайдите в
магазины, расположенные на предполагаемом пути следования ребенка, покажите
продавцам фотографию, выясните наличие камер наружного наблюдения на зданиях,
расположенных на пути следования ребенка, просмотрите видеозаписи. В любом
случае сотрудниками полиции вышеуказанные мероприятия будут проводиться
повторно.
9.
Если есть возможность и домашний телефон, то оставьте дома дежурить
кого-нибудь из родственников, т.к. в любой момент ребенок может позвонить на
домашний телефон или вернуться самостоятельно.
10. Используйте СМИ и
интернет для распространения информации о ребенке по согласованию с
сотрудниками полиции.
11. Составьте вместе с
сотрудниками полиции ориентировки с фотографией ребенка, заполните согласие на
размещение информации о пропавшем (его персональных данных) в средствах
массовой информации. Разместите ориентировки в общественных местах,
вокзалах, общественном транспорте. В ориентировках НЕ указывайте свои личные
номера телефонов, а только телефоны сотрудников полиции, т.к. распространены
случаи мошенничества, когда неизвестные лица предлагают родственникам за деньги
предоставить информацию о местонахождении ребенка.
12. Если ребенок пропал в
лесу, вблизи водоема, самостоятельно обратитесь в местное отделение МЧС. Если ребёнок пропал в торговом центре, немедленно обратитесь к службе
безопасности.
13. Не обращайтесь к
экстрасенсам, ясновидящим, шаманам, так как на практике эти люди ни разу не
помогли найти человека, это бессмысленная трата сил, времени и денег.
Меры
профилактики:
1.
Чаще фотографируйте ребенка.
2.
Научите ребёнка дошкольного возраста знать свою
фамилию, имя, адрес, имена и телефоны родителей, либо зафиксируйте эту
информацию на его одежде. Вложите в карманы одежды визитки с контактами родителей.
3.
Узнавайте у ребенка и записывайте имена, адреса и телефоны его
приятелей, их родителей, а также педагогов образовательного
учреждения.
4.
Установите чёткие границы для прогулок.
5.
Определите безопасный маршрут от дома до школы
(спортивной секции).
6.
Организуйте досуг ребёнка вне школы (кружки, секции,
клубы по месту жительства).
7.
Проводите с детьми инструктажи по безопасному
поведению, общению с незнакомыми людьми. Беседуйте с ребенком о том, что ни при
каких обстоятельствах нельзя уходить с кем-либо, не предупредив об этом
родителей.
8.
По возможности сопровождайте ребёнка в школу и
обратно, особенно в начальных классах.
9.
По возможности подключите сервисы мониторинга местонахождения ребенка на
мобильных телефонах.
10. Заранее обговорите с
ребенком условные места, где встретитесь в случае, если разминетесь в
общественном месте (на рынке, вокзале, торговом центре, в парке). Смоделируйте
с ребенком возможные ситуации, при которых он может потеряться, и как ему стоит
себя вести. Например, если вы пользуетесь автобусом в час пик, то не исключена
ситуация, что ребенок зайдет в автобус, а вы останетесь на остановке.
Договоритесь с ребенком, что в этом случае он должен выйти на следующей
остановке и ждать Вас. Или, наоборот, если ребенок вдруг останется на
остановке, то он должен Вас ждать и не садиться в другой автобус.
ПОМНИТЕ!
Большинство детей находятся живыми и здоровыми в течение первых 48 часов с
момента исчезновения! Но это не значит, что нужно сидеть дома и ждать, пока
ребенок найдется сам! Каждая минута, проведенная в ожидании, может стоить
пропавшему ребенку жизни.
22.07.2024
Конвенция о правах ребёнка (краткое содержание)
Конвенция — это международный документ,
признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20
ноября 1989 года.
Конвенция – правовой документ высокого
международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью,
самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и
никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских,
политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Конвенция
устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный
механизм контроля (Комитет ООН по правам ребенка) и наделяет его высокими
полномочиями .
Конвенция – документ высочайшего
педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои
взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит
подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка,
его мнению и взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и
решительного устранения авторитарного стиля общения взрослого и ребенка,
учителя и ученика. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования
у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей,
уважительного к ним отношения.
Идеи Конвенции должны внести много
принципиально нового не только в наше законодательство, но прежде всего в наше
сознание.
Основная идея Конвекции заключается в
наилучшем обеспечении интересов ребенка. ЕЁ положение сводятся к четырем
важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание,
развитие, защита и обеспечение активного
участия в жизни общества.
Конвекция утверждает ряд важных
социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребенка
полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны
обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих
родителей или опекунов.
Согласно Конвекции, ребенком является
каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по
национальным законам не установлен более ранний возраст достижения
совершеннолетия.
Признавая ребенка самостоятельным
субъектом права, Конвекция охватывает весь комплекс гражданских, политических,
экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что
осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она
провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства,
общества, религии , семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая
ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей,
требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего
уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища.
Кроме того, данные права должны предоставляться детям в первую очередь, всегда
в приоритетном порядке.
Поскольку
15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу на
территории нашего государства, положения данной Конвенции должны соблюдаться.
Статья 1. Определение
ребенка. Человек до 18 лет считается ребёнком и обладает всеми правами,
заключёнными в данной Конвенции.
Статья 2. Недопущение и предотвращение
дискриминации. Каждый ребёнок, независимо от расы,
цвета кожи, пола, религии и социального
происхождения обладает правами, предусмотренными данной Конвенцией и не должен
подвергаться дискриминации.
Статья 3. Соблюдение
интересов ребёнка. При принятии решений государство должно обеспечивать
интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу.
Статья 4. Реализация
прав. Государство должно осуществлять все права ребёнка, признанные
данной Конвенцией.
Статья 5. Воспитание в семье и развитие
способностей ребёнка. Государство должно учитывать права,
обязанности и ответственность родителей при воспитании ребёнка.
Статья 6. Право на
жизнь и развитие. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство
обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное,
социальное и культурное развитие.
Статья 7. Имя и
гражданство. Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство при
рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на них.
Статья 8. Сохранение
индивидуальности. Государство должно уважать право ребёнка на сохранение
индивидуальности и должно помогать ребёнку в случае их лишения.
Статья 9. Разлучение с
родителями. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме
тех случаев, когда это делается в его интересах. В случаях государственного
решения о разлучении с одним или обоими родителями, государство должно
предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме
тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).
Статья 10.
Воссоединение семьи. Если ребёнок и родители живут в разных странах, то
все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран, чтобы
поддерживать личные отношения.
Статья 11. Незаконное
перемещение. Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из
страны.
Статья 12. Взгляды
ребёнка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право свободно
выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.
Статья 13. Свобода
мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и
передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную
безопасность и общественный порядок.
Статья 14. Свобода
мысли, совести и религии. Государство должно уважать право ребёнка на
свободу мысли, совести и религии.
Статья 15. Свобода
Ассоциаций. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если
только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и
порядок.
Статья 16. Защита права
на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не
имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его
письма без разрешения.
Статья 17. Доступ к
необходимой информации. Каждый ребёнок имеет право на доступ к
информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к
распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному
развитию детей, и запрещать доступ к информации, наносящей вред ребёнку.
Статья 18.
Ответственность родителей. Родители несут равную ответственность за
воспитание и развитие ребёнка. Государство должно оказывать родителям
надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обеспечивать развитие сети
детских учреждений.
Статья 19. Защита от
злоупотреблений. Государство должно защищать ребёнка от всех видов
насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или
других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со
стороны взрослых.
Статья 20. Защита
ребёнка, лишённого семьи. Если ребенок лишается своей семьи, то он
вправе рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Государство может
передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважают его родной язык,
религию и культуру.
Статья 21. Усыновление.
Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка
неукоснительно соблюдались его интересы и гарантии его законных прав.
Статья 22.
Дети-беженцы. Государство должно обеспечивать особую защиту
детям-беженцам, в том числе оказывать им помощь в получении информации,
гуманитарную помощь и содействовать воссоединению с семьей.
Статья 23.
Дети-инвалиды. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом
отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь.
Статья 24.
Здравоохранение. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья:
на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.
Статья 25. Оценка при
попечении. Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка,
находящегося на попечении.
Статья 26. Социальное
обеспечение. Каждый ребёнок имеет право пользоваться социальными
благами, в том числе социальным страхованием.
Статья 27. Уровень
жизни. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его
физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство
должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям
необходимые условия жизни.
Статья 28. Образование.
Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться
права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство
должно следить за регулярным посещением детьми школ.
Статья 29. Цель
образования. Образовательные учреждения должны развивать личность
ребёнка, его таланты, умственные и физические способности, воспитывать его в
духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных
традиций.
Статья 30. Дети, принадлежащие к
меньшинствам и коренному населению. Если ребёнок принадлежит к
этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на
родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию.
Статья 31 Отдых и
досуг. Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в
культурной и творческой жизни.
Статья 32. Детский
труд. Государство должно защищать ребёнка от опасной, вредной и
непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому
развитию ребенка.
Статья 33. Незаконное употребление
наркотических средств. Государство должно сделать всё
возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и
психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле
наркотиками.
Статья 34. Сексуальная
эксплуатация. Государство должно защищать детей от любых форм
сексуального насилия.
Статья 35. Торговля,
контрабанда и похищение. Государство должно всеми силами бороться против
похищения, контрабанды и продажи детей.
Статья 36. Иные формы
эксплуатации. Государство должно защищать ребенка от любых действий,
которые могут нанести ему вред.
Статья 37. Пытки и
лишение свободы. Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не
подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
Каждый
лишенный свободы ребенок имеет право
поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту
в суде.
Статья 38. Вооруженные
конфликты. Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в
армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных
конфликтов должны получать особую защиту.
Статья 39.
Восстановительный уход. Если ребёнок оказался жертвой жестокого
обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство должно сделать все
возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного
достоинства.
Статья 40. Отправление правосудия в
отношении несовершеннолетних. Каждый ребёнок,обвиняемый
в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.
Статья 41. Применение
наивысших норм. Если законодательство отдельной страны защищает права
ребёнка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.
Статья 42. Соблюдение и вступление в
силу.
Государство должно распространять
информацию о Конвенции среди взрослых и детей.
Статьи 43-54. включает
нормы того, что взрослые и государство должны сообща обеспечивать все права
детей.