01.07.2024
Что
нужно знать о коррупции
Федеральный
закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» относит принятие
мер, направленных на формирование в обществе негативного отношения к
коррупционному поведению, к основным направлениям деятельности государственных
органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Борьба
с коррупцией заключается не только в применении правовых мер, направленных на
преследование за совершение коррупционных правонарушений, но и в превентивной
работе по повышению уровня правосознания граждан, популяризацию
антикоррупционных стандартов поведения, образования и воспитания, на
формирование антикоррупционного поведения гражданина.
Практика
показывает, что цели предупреждения правонарушений, прежде всего, достигаются
обучением граждан самостоятельному применению законов для защиты своих прав и
отстаивания своих интересов.
Одной
из основных задач действующего Национального плана противодействия коррупции на
2018–2020 годы является повышение эффективности просветительских,
образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного
поведения служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и
развитие общественного правосознания.
В
этой связи Генеральная прокуратура Российской Федерации уделяет существенное
внимание правовому воспитанию как основному элементу противодействия коррупции.
В данном разделе размещены материалы по вопросам повышения уровня антикоррупционного правосознания граждан - https://genproc.gov.ru/anticor/anticor-legal-education/
02.12.2024
Антикоррупционное воспитание дошкольников старшего и
подготовительного возраста.
Антикоррупционное
воспитание в системе дошкольного образования осуществляется в рамках реализации
задач нравственного воспитания детей во всех видах детской деятельности.
Цель
антикоррупционного воспитания заключается в создании условий для
формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций этических
представлений, навыков культурного поведения, дружеских чувств, восприятия
отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, доброты, позиции неприятия
неправомерного поведения. А также для развития волевых качеств: умение
ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения
цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
ФГОС дошкольного
образования отмечает важность воспитания у ребенка гуманного отношения к
окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине.
Формами
организации работы по формированию антикоррупционного мировоззрения являются
1. организационно-методическая
работа с кадрами,
2. инструктивно-методическая
работа, работа с воспитанниками.
Организационно-методическая
работа с кадрами:
• формирование профессиональных компетенций
педагога в области антикоррупционного воспитания;
• совершенствование форм и методов работы с
детьми;
• организация различных видов деятельности с
детьми; •
разработка
положений конкурсов, направленных на формирование антикоррупционного
мировоззрения;
• организация проведения игровых и обучающих
программ.
Инструктивно-методическая
работа:
• проведение родительских собраний, собраний
трудового коллектива по вопросам формирования антикоррупционного мировоззрения;
• консультации для педагогов, родителей,
обучающихся;
• размещение на стендах дошкольной
образовательной организации информации антикоррупционного содержания.
Основные подходы к
созданию системы антикоррупционного воспитания в условиях
Реализации требований федерального государственного Образовательного стандарта
дошкольного образования.
Работа по
формированию антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных
образовательных организаций включает следующие составляющие:
- уточнение
представлений детей о таких понятиях, как «честность», «правдивость»,
«справедливость», «ответственность», «долг», «правила» и противоположных им
понятий – «ложь», «коррупция», «проступок», «преступление».
- расширение
первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах
поведения в социуме.
- формирование
сознательного отношения к соблюдению правил поведения в социуме.
С учетом
возрастных особенностей в процессе формирования антикоррупционного
мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций
рекомендуется использовать следующие темы.
1. Общество –
люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом
совместной деятельностью для достижения общей цели.
2. Человек –
член общества.
3. Взаимоотношения
человека с другими людьми.
4. Культура
общения.
5. Уважение к
чужому мнению.
6. Человек –
создатель и носитель культуры.
7. Внутренний
мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
8. Правила
поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми.
Обращение к воспитателю.
9. Коллектив
группы, совместная деятельность, игры, отдых.
10. Друзья,
взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи.
11. Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.
Одной из задач
ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества. Развитие у воспитанников дошкольных
образовательных организаций социальных, нравственных качеств, инициативности,
самостоятельности, коррупционного мировоззрения.
В соответствии с
ФГОС ДО выстраивать систему антикоррупционного воспитания необходимо с учетом
интеграции образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Речевое
развитие, Познавательное развитие.
Каждая из этих
областей решает ряд задач. Так, Социально-коммуникативное развитие
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми
и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности
к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного от-
ношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества.
В образовательной области Речевое
развитие можно использовать:
• составление словесных иллюстраций к
рассказам, стихам;
• беседы;
• разучивание стихотворений, пословиц, чтение
сказок, рассказов.
Рекомендуемые
литературные произведения, способствующие формированию нравственных ориентиров
– совестливость, справедливость, ответственность, трудолюбие:
И. А. Крылов «Чиж
и голубь», Л. Н. Толстой «Лев и мышь», «Косточка», «Старый дед и внучек», Н.
Артюхова «Большая береза», В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора», Д.
Мамин-Сибиряк «Приемыш», «Серая шейка», С. Аксаков «Аленький цветочек», В.
Берестов «Бабушка Катя», «Заячьи лапы», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»,
К. Паустовский «Растрепанный воробей», И. Токмакова «Это ничья кошка», В.
Осеева «Синие листья», «Печенье», М. Зощенко «Не надо врать», А. Сент-Экзюпери
«Маленький принц». Русские народные сказки: «Сивка-бурка», «Хаврошечка»,
«Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Пословицы: «Хорошо тому добро делать, кто его помнит», «Рука руку моет, и обе
белы живут», «Милость велика, да не стоит и лыка», «Своего спасибо не жалей, а
чужого не жди», «Худого человека ничем не уважишь», «Лучше не дари, да после не
кори», «Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль», «Плохо не клади, вора в
грех не вводи», «Не в службу, а в дружбу».
В образовательных
областях Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие
рекомендуется использовать беседы, сюжетно-ролевые игры, театрализованные
постановки, способствующие:
• формированию представлений воспитанников о
профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и
правопорядка;
• формированию представлений воспитанников о
правилах поведения, принятых в обществе;
• формированию представлений воспитанников о
таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «правила», и
противоположных им понятиях «ложь», «коррупция», «преступление»;
• формированию знаний о современном этикете,
культуре поведения в отношениях с разными людьми.
Основной формой
обучения детей является игровая деятельность. Педагогам в ходе сюжетно-ролевых
игр рекомендуется познакомить детей с профессиями, представители которых
призваны обеспечивать соблюдение законности и правопорядка.
Образовательная
область «Речевое развитие»:
литературные
произведения для чтения и заучивания. Рекомендуемые литературные произведения
способствуют формированию нравственных ориентиров детей старшего дошкольного
возраста: этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских
чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, позиции
неприятия неправомерного поведения.
Пословицы,
поговорки.
• Гол, да не вор; беден, да честен.
• Честное здравствование сердцу на радость.
• И не велика беда, да честна.
• Лучше бедность да честность, нежели прибыль
да стыд.
• Лучше малые крохи с честностью, чем большие
куски с лихостью.
• Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.
• Не красив собой, зато честен душой.
• Честных почитай, а гордых презирай.
• Честное дело не таится.
• Честный спит крепче.
• Не в силе честность, а в правде.
• Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
• Честность всего дороже.
• Честные глаза вбок не глядят.
• Где правда, там и счастье.
• Раз солгал – навек лгуном стал.
• Соврешь не помрешь – да впредь не поверят.
• У лжи короткие ножки.
• Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
• Жизнь дана на добрые дела.
Стихотворения (из
книги А. Лопатиной, М. Скребцовой «Воспитание нравственных качеств у детей.
Конспекты занятий»)
Что
такое совесть? Мама, что такое совесть?
Совесть,
дочка, это повесть
Про
хорошие дела
–
Жизнь их нам с тобой дала.
Никого
не подведет.
Совесть
– клад души твоей. Яркий лучик света в ней.
Это
путеводный свет. Он спасет тебя от бед.
Он в
тебе всегда горит. Он твой самый прочный щит.
Литературные произведения для чтения и
организации бесед с детьми.
Чтение корейской
сказки «Честный мальчик»
Давным-давно жил в
горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а
мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке. Однажды осенью, когда с
деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверей,
мальчик взял свой топор и отправился за дровами. Шел он, шел и пришел к горному
озеру. А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево , — подумал
мальчик. — Из него много дров получится».
Только стал он
рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро. Сел
мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем он теперь
дрова рубить будет? Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод
старичок старенький.
— О чем ты,
мальчик, плачешь? — спрашивает. Рассказал ему мальчик, какая с ним беда
приключилась, а старичок и говорит:
— Не горюй,
мальчик, найду я топор твой. Сказал он так и под водой скрылся. Вот опять
загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у
него топор из чистого золота.
— Этот ли топор
твой? — спрашивает. — Что ты, дедушка, не мой это топор! — Усмехнулся старик в
седую бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел
старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.
— На, бери свой
топор, — говорит. А мальчик ему и отвечает:
— Нет, дедушка,
мой топор из железа сделан. И снова погрузился старик в озеро, и опять с
топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал
мальчик топор, обрадовался.
— Вот мой топор,
дедушка, — говорит. А старик усмехнулся ласково и сказал:
— Молодец,
мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это
отдам я все три топора. Продай их на рынке — они дорого стоят, — пусть твоя
мама не работает больше на чужих людей. Сказал он так и протянул мальчику
золотой, серебряный и железный топоры.
Взял мальчик
топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошел. С тех пор не знали
они с матерью нужды и горя.
Вопросы и задания
к сказке:
— Что произошло
бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топоры
принадлежат ему?
— Кем был старик
из озера, и почему он решил испытать мальчика на честность?
— Были ли в вашей
жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?
— Какой волшебный
совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным? Например: когда хочется
кого-то обмануть, надо вспоминать глаза своих друзей; каждое утро надо смотреть
на себя в зеркало и говорить самому себе правду и т.д.
Чтение и обсуждение сказки «Вершки и
корешки»
Подружился как-то
мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали
уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:
— Я возьму себе
корешки, а тебе Мишка достанутся вершки. Выросла у них хорошая репа. Собрали
они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки. Видит медведь, что
прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:
— Ты, брат, меня
надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь.
На другой год говорит мужик медведю:
— Давай, Миша, опять
вместе сеять.
— Давай, только
теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки — уговаривается Миша.
— Ладно! – говорит
мужик.
– Пусть будет
по-твоему.
И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась.
Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол
муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей.
Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.
Образовательные
области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»: сюжетно-ролевые
игры, театрализованные постановки
Игра «Птица Счастья»
Описание игры:
Стенд в виде
птицы. Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с
птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица
детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок
прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают
дела. Красный кружок – помочь на занятии, голубой кружок – помочь одеться
товарищу, оранжевый кружок – помочь дежурным, зелёный кружок – помочь
воспитателю полить цветы, синий кружок – принести и насыпать корм в кормушку и
т. д. Кружочки прикрепляются в течение дня, в конце дня подводятся итоги.
Игра «Чудо-дерево»
Воспитанникам
предлагается следующая ситуация:
– Придумайте, чем
вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять
по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут
символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете
оживить его! Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о
каком-либо добром деле ради близкого человека. Берут листочек и прикрепляют его
к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы: –
Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет
радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу.
Вы хотите сегодня порадовать кого-то и улучшить ему настроение? Чем мы можем
сейчас порадовать друг друга?
Игра «Сердечко честности»
Дети встают в круг
и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному
вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству
детей в группе.
Получивший
сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из
клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В
результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.
Рисунок «Солнышко правдивости»
Попросите детей
нарисовать солнышко правдивости без лучиков и повесить свой рисунок на стенд.
Всякий раз, когда детям захочется кого-либо обмануть, они должны вспоминать о
своем солнышке и стараться поступить честно, а затем подрисовать к солнышку
лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети считают, сколько раз за неделю
солнышко правдивости помогло им быть честными.
Творческое задание «Честные люди»
Прочитайте детям
пословицы: «Где правда, там и счастье», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть
грехом». Раздайте детям карточки с рисунками представителей разных профессий.
Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям
стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар
будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать
больным лучшие лекарства и т.д.
01.07.2024
У вас вымогают взятку: как поступить?
Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6).
Вымогательство взятки может осуществляться как в виде прямого требования, так и косвенным образом.
Взяткой могут быть:
- предметы — деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость;
- услуги имущественного характера — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.
- иные формы взятки — передача денег якобы в долг, банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего кредита, оплата товаров по заниженной цене и покупка товаров у определенного продавца по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику или указанным им лицам (родственникам, друзьям), получение выгодного или льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи или книги, преднамеренный проигрыш в карты, бильярд и тому подобное, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, фиктивная страховка, увеличение процентных ставок по банковскому вкладу или уменьшение процентных ставок по кредиту, другие блага, полученные безвозмездно или по заниженной стоимости.
Ответственность за взяточничество
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает четыре вида преступлений, связанных со взяткой:
- получение взятки (статья 290 УК РФ);
- дача взятки (статья 291 УК РФ);
- посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ);
- мелкое взяточничество (статья 291.2 УК РФ).
Кто может быть привлечен к уголовной ответственности за взяточничество?
За взяточничество к уголовной ответственности привлекаются:
- взяткодатель;
- взяткополучатель;
- посредник во взяточничестве (тот, кто непосредственно передает взятку по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным образом способствует взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки).
Это важно знать!
Освобождается от уголовной ответственности лицо, давшее взятку либо передавшее взятку, если оно:
- активно способствовало раскрытию, пресечению и (или) расследованию преступления;
- либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица;
- либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче (передаче) взятки.
Помните!
Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников и лицо, передавшее взятку, поставлено перед фактом обнаружения совершения им преступления.
Ваши действия в случае вымогательства взятки (подкупа)
- внимательно выслушайте и запомните поставленные вымогателем условия (размер взятки, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов);
- постарайтесь под любым благовидным предлогом перенести встречу для окончательного решения вопроса о передаче вознаграждения;
- поинтересуйтесь о гарантиях решения вопроса в случае дачи (передачи) взятки.
При этом необходимо, чтобы инициатива передачи взятки исходила от должностного лица. В противном случае, возможна провокация с целью скомпрометировать вас либо искусственно создать доказательства совершения вами преступления.
Что следует предпринять в случае вымогательства у вас взятки?
Самый эффективный способ — при первой возможности обратиться с устным или письменным сообщением в правоохранительные органы по месту вашего жительства (районные, городские) или в их вышестоящие органы:
Прокуратура Свердловской области
Адрес: 620219, Екатеринбург, ул. Московская, 21.
Телефон: +7 (343) 376-82-61.
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области
Адрес: 620014, Екатеринбург, пр. Ленина, 15.
Телефон: +7 (343) 358-71-61.
Следственное управление следственного комитета Российской Федерации по Свердловской области
Адрес: 620142, Екатеринбург, ул. Щорса, 18.
Телефон: +7 (343) 297-71-79.
Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Свердловской области
Адрес: 620014, Екатеринбург, ул. Вайнера, 4.
Телефон: +7 (343) 371-37-51.
При вымогательстве взятки со стороны сотрудников правоохранительных органов Вы можете обратиться непосредственно в подразделение собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечения преступлений, совершаемых сотрудниками соответствующего ведомства.
Как написать заявление о факте вымогательства у вас взятки
В заявлении о факте вымогательства у вас взятки необходимо точно указать:
- кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, наименование органа или организации) вымогает у вас взятку или кто из представителей коммерческих структур толкает вас на совершение подкупа;
- какова сумма и характер вымогаемой взятки (подкупа);
- за какие конкретно действия (или бездействие) у вас вымогают взятку или совершается коммерческий подкуп;
- в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки или должен быть осуществлен коммерческий подкуп;
- иные сведения, которые, по вашему мнению, могут пригодиться сотрудникам правоохранительных органов.
Примерный текст заявления
Прокурору Верх-Исетского района
города Екатеринбурга
от Петрова Ивана Николаевича,
проживающего по адресу:
г. Екатеринбург, ул. Черепанова,
д. ________ кв. _____________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Я, Петров Иван Николаевич, заявляю о том, что 20 мая 2016 года главный врач городской больницы № 7 Сидоров Петр Евгеньевич за лечение моего брата Петрова Сергея Николаевича поставил условие: передать ему деньги в сумме 15 тысяч рублей в срок до 1 июня 2016 года. В противном случае моему брату будет отказано в приеме в стационар. Передача денег должна состояться в служебном кабинете врача. Перед этим я должен позвонить ему по телефону +7 _________________ и договориться о времени встречи.
Я, Петров И.Н., предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по статье 306 УК РФ.
(дата)
(подпись заявителя) (Петров)
Устные сообщения и письменные заявления о коррупционных преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.
Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме. При этом вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего заявление.
Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о его регистрации в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем заявление и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема заявления.
В правоохранительном органе полученное от вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься вашим заявлением, о характере принимаемых мер и требовать приема вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим ваши права и законные интересы.
В случае отказа принять от вас сообщение (заявление) о коррупционном преступлении, Вы имеет право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, городских, областных, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в прокуратуру Свердловской области, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющие прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.
Далее необходимо принять участие в проведении оперативно-розыскных мероприятий, точно выполняя указания сотрудников правоохранительных органов.
Помните, что только своевременное и добровольное заявление о факте вымогательства взятки может избавить вас от уголовной ответственности и поможет изобличить злоумышленников.